Патриарх Никон
22 июля 1652 года «собинный друг» царя Алексея Михайловича митрополит Новгородский Никон избран патриархом. С 1652 года по 1658 год он занимает пост патриарха, но номинально он сохранял сан до 1666 года. После конфликта с царем (1658), Никон слагает с себя святительский сан и удаляется в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. А до разрыва Никон имел титул «второго Великого государя» и в отсутствие царя, во время его военных походов, руководил и духовными и мирскими делами.
Перед Великим постом в 1653 году Никон выпускает специальный циркуляр «Память» о земных поклонах и троеперстии, который положил начало церковной реформе. Сторонники старого обряда в Москве, возглавляемые протопопами Иваном Нероновым и Аввакумом, выступают против реформы книг, чинов и обрядов. Тогда же возвращается из очередной поездки на Восток старец Арсений Суханов с докладом, и подтверждает расхождение в обрядах между греческим и русским православием.
Уже в 1654 году Архиерейский собор принимает решение об исправлении богослужебных книг и обрядов в соответствии с греческими образцами и славянскими рукописными книгами.
Церковный собор в 1655 году принимает новый Служебник с исправлениями в обряде, который и рассылается по всем церквам. 24 февраля 1656 года в Успенском соборе патриарх Антиохийский Макарий, патриарх Сербский Гавриил и митрополит Никейский Григорий предают анафеме всех, крестящихся двумя перстами.
В 1656 году Никон основывает два монастыря - это Крестный монастырь на Кий-острове в Белом море, по ранее принятому обету и Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, куда и удалился в 1658 году после конфликта с царем Алексеем Михайловичем. Местоблюстителем патриаршего престола назначен митрополит Крутицкий Питирим, а в 1660 году Церковный собор по делу патриарха Никона, постановляет признать Никона самовольно оставившим престол и преступить к избранию нового патриарха. Но в этом решении Собора находят нарушение канонов Церкви, и оно не осуществляется. Тогда в 1662 году царь Алексей Михайлович издает указ о созыве Собора с участием вселенских патриархов по делу Никона. В ответ на выдвигающиеся обвинения Никон в 1663 году пишет книгу «Возражение».
По ложной информации боярина Никиты Зюзина о том, что царь готов к примирению, патриарх Никон в 1664 году приезжает в Москву. Но царь не принял его попытку возвращения к первосвятительской власти и потребовал уехать в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, теперь уже в ссылку.
В декабре 1666 года Суд Большого московского Собора с участием греческих патриархов принимает осуществленные при Никоне изменения в обряде. Все сторонники старого обряда признаются еретиками и предаются анафеме.
В августе 1681 года по дороге в Ново-Иерусалимский монастырь патриарх Никон скончался и был погребен в Воскресенском соборе монастыря.
При патриархе Иоакиме в 1682 году Никону посмертно возвращен сан патриарха.
68 фотографий:
| 1-10 | . . . | 51-60 | 61-68 |
Икона над гробом Святейшего Никона
Церковь Иоанна Предтечи под Голгофой (Иконостас)
подъем на Голгофу. Камень, привезенный Никоном из Иерусалима
Монастырская стена, Сионская башня, колокол ...
Если Вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь и сила Вашего голоса возрастет с максимальных 2-х баллов до 5-ти.
Патриарх Никон
22/01/2008
22 июля 1652 года «собинный друг» царя Алексея Михайловича митрополит Новгородский Никон избран патриархом. С 1652 года по 1658 год он занимает пост патриарха, но номинально он сохранял сан до 1666 года. После конфликта с царем (1658), Никон слагает с себя святительский сан и удаляется в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. А до разрыва Никон имел титул «второго Великого государя» и в отсутствие царя, во время его военных походов, руководил и духовными и мирскими делами.
Перед Великим постом в 1653 году Никон выпускает специальный циркуляр «Память» о земных поклонах и троеперстии, который положил начало церковной реформе. Сторонники старого обряда в Москве, возглавляемые протопопами Иваном Нероновым и Аввакумом, выступают против реформы книг, чинов и обрядов. Тогда же возвращается из очередной поездки на Восток старец Арсений Суханов с докладом, и подтверждает расхождение в обрядах между греческим и русским православием.
Уже в 1654 году Архиерейский собор принимает решение об исправлении богослужебных книг и обрядов в соответствии с греческими образцами и славянскими рукописными книгами.
Церковный собор в 1655 году принимает новый Служебник с исправлениями в обряде, который и рассылается по всем церквам. 24 февраля 1656 года в Успенском соборе патриарх Антиохийский Макарий, патриарх Сербский Гавриил и митрополит Никейский Григорий предают анафеме всех, крестящихся двумя перстами.
В 1656 году Никон основывает два монастыря - это Крестный монастырь на Кий-острове в Белом море, по ранее принятому обету и Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, куда и удалился в 1658 году после конфликта с царем Алексеем Михайловичем. Местоблюстителем патриаршего престола назначен митрополит Крутицкий Питирим, а в 1660 году Церковный собор по делу патриарха Никона, постановляет признать Никона самовольно оставившим престол и преступить к избранию нового патриарха. Но в этом решении Собора находят нарушение канонов Церкви, и оно не осуществляется. Тогда в 1662 году царь Алексей Михайлович издает указ о созыве Собора с участием вселенских патриархов по делу Никона. В ответ на выдвигающиеся обвинения Никон в 1663 году пишет книгу «Возражение».
По ложной информации боярина Никиты Зюзина о том, что царь готов к примирению, патриарх Никон в 1664 году приезжает в Москву. Но царь не принял его попытку возвращения к первосвятительской власти и потребовал уехать в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, теперь уже в ссылку.
В декабре 1666 года Суд Большого московского Собора с участием греческих патриархов принимает осуществленные при Никоне изменения в обряде. Все сторонники старого обряда признаются еретиками и предаются анафеме.
В августе 1681 года по дороге в Ново-Иерусалимский монастырь патриарх Никон скончался и был погребен в Воскресенском соборе монастыря.
При патриархе Иоакиме в 1682 году Никону посмертно возвращен сан патриарха. 68 фотографий >>
Комментарии
1 комментарий:
| 1-1 |
|
Гость
|
2 марта 2010 года в 11:30 |
|
оценка комментария: |
6
|
Нахожусь под сильным впечатлением после просмотра фильма про Никона и Новоиерусалимский монастырь. Было сказано, что гробницу Никона снимать запрещено, а ваш рассказ восполнил недостающее звено. Кланяюсь в пояс автору репортажа.
|
|