На первомайские праздники мы решили посетить места, которые не успели посмотреть в прошлом году. В наших планах был осмотр Полотняного завода и усадьбы Павлищев Бор
В усадебный комплекс входили Спасские ворота при въезде и скромная одноглавая Спасская церковь, построенная в 1736 году. Огромный парковый ансамбль Полотняного Завода создавался несколько десятилетий, с середины XVIII века до начала XIX столетия. Парковый ансамбль состоял из трех частей: Большого парка, Нижнего парка и Красного парка. Красный парк был самым старым.
Это был небольшой регулярный парк с многочисленными цветниками и характерными для XVIII века «затеями» вроде земляных горок - «улит». Так назывались земляные насыпные горки-пирамиды с винтовыми дорожками. Нижний, или Водяной, парк (гидропарк) украшала цепочка живописных прудов, образующих полуостров с куртинами и беседками. Большой парк был типичным пейзажным, с прихотливой сеткой дорожек в лесных кущах и бегавшими на свободе оленями. Посыпанные красным песком дорожки окаймляли аккуратно подстриженные липы, в зелени аллей белели мраморные статуи, через каналы были переброшены легкие мостики.
Об этой усадьбе много информации, в том числе и в Интернете. Мое впечатление таково: усадьба производит тяжелое впечатление. Да, дом отремонтирован, но то, что можно видеть сегодня, скучно и ассоциируется с коробкой из-под обуви или кирпичом. Деревня в худших российских проявлениях, расположившаяся на месте, где некогда был регулярный парк, вызывает желание скорее покинуть это место.
Рядом с огромной усадьбой Гончаровых расположена совершенно миниатюрная усадьба компаньона А.А. Гончарова, Г.И. Щепочкина. Фактически это даже не усадьба, а большой дом, стоящий на высоком берегу реки Суходрев. Усадьба очень мала: два служебных здания, в центре - котлован, оставшийся от пруда. Но главное, конечно, усадебный дом. Дом Щепочкиных - один из самых замечательных памятников русской архитектуры конца XYIII века. Кто конкретно строил дом, неизвестно. Известно только, что это были московские мастера - ближайшие ученики М.Ф. Казакова. Фасады дома поражают различием настроений и чувством масштаба: дворовый фасад спокоен, прозаичен, а фасад, обращенный к реке, полон возвышенной красоты. Портик неспроста устроен именно с той стороны: его крупные колонны видны издалека. Дом почти лишен украшений, но все же кажется необычайно изысканным и красивым. Сведений об истории усадьбы крайне мало. Известно, что в 1735 году между компаньонами Щепочкиным и Гончаровым произошел «полюбовный раздел» имущества и построек. Вскоре наследникам осталось лишь две деревеньки да трехэтажный (усадебный) дом. Одна из наследниц Г.И. Щепочкина, Александра Антоновна Бистром, была женой известного хирурга и педагога XIX в. Николая Ивановича Пирогова. Пирогов прожил в Полотняном Заводе в 1851 году три недели.
Дом стоит над рекой, на самом краю обрыва. Суходрев здесь делает крутой поворот, и открывается прекрасный вид вдоль реки, теряющийся у самого горизонта. Трудно пожалуй, найти более великолепный вид не только здесь, в Полотняном, но и, во всем калужском крае.
Вечер этого и утро следующего дня были посвящены дню рождения одной из участниц нашего путешествия. Для нее и ее друзей были организованы спортивно-праздничные развлекушки. Словами происходившее не описать. Посмотрите!
На первомайские праздники мы решили посетить места, которые не успели посмотреть в прошлом году. В наших планах был осмотр Полотняного завода и усадьбы Павлищев Бор
Вот именно ОТКАТИТ! Откатит при покупке, а потом за несоблюдение договоренности (законов) - в этом гвоздь невозможности восстановления и, как следствие, дальнейшего развития и существования. Поэтому все разрушится, а новое не создастся. Примеры на каждом шагу: дороги старые разрушаются (я не про Москву), а новых практически не строят. Что такое 1000 км. новых дорог в год для такой страны, как Россия? НИЧЕГО!!! То же можно сказать про практически любое производство. Почему промышленность (любая) не развивается? Условий нет!
virsis, если бы Вы лично были покупателем, было бы счастье! Но где гарантия, что продадут любящему Россию, заботящемуся о сохранении истории и архитектуры? Продадут тому, кто больше заплатит (откатит), в этом проблема!
virsis, спасибо! Репортаж великолепный! По поводу продать, при всем уважении к Вам, я тоже против. Вопрос реконструкции памятников культуры и архитектуры не волнует государство – это главное. Посмотрите во что превращается наша Москва – продают все на корню, архитектура Москвы уже разрушена до основания. Остались небольшие закоулки, куда не добрались продавцы и покупатели. Вы своими репортажами поднимаете эту тему, возможно и получится достучаться.
Гость
17 мая 2010 года в 06:20
оценка комментария:
2
У этого автора по адресу http://video.mail.ru/mail/virsis/_myvideo/9.html выложен фильм на ту же тему. Как мне кажется достойный внимания. Рекомендую!!!
По поводу "купить-продать" - эти прекрасные (без преувеличения) усадьбы всегда существовали как образ жизни, т.е. владельцы за счет их существования имели средства к жизни. Если он будут оставаться государственными, они будут тянуть неоправданные расходы и все равно будут разрушаться т.к. денег всегда будет не хватать. Это как раз и есть сегодняшняя ситуация. Если их отдать, то это "халява", а к халяве отношение соответствующее. Единственный способ сберечь - это продать с условием восстановления облика, а как они будут эксплуатироваться это дело хозяина. Но сейчас в России нет условий для этого "единственного способа", а следовательно, если это не "Царицыно", то все это погибнет. И скорость "погибания" нарастает. К ОГРОМНОМУ сожалению - это так. Спешите видеть то, что осталось. И огромное СПАСИБО всем за не равнодушные отзывы.
Гость
16 мая 2010 года в 11:44
оценка комментария:
3
Спасибо большое! Спасибо за соприкосновение к истории, очень интересны все ваши репортажи. Всё так прекрасно и...грустно. Грустно от несостоятельности нашего государства возрождать исторические красивейшие места.
Использование и перепечатка фотографий и текстов сайта возможны только с разрешения администрации и с указанием имени автора и адреса сайта fotoalbom.su на фотографии или в непосредственной близости от фотографии, в форме, позволяющей легко прочесть данную информацию.