Катхакали – национальный театр Индии (в котором актеры только мужчины), как и любое древнее искусство, вышедшее из религиозных ритуалов - глубоко символично, где каждый жест, мимика, цвет и звук имеет дополнительное значение и читается индусским зрителем легко. Правда, сейчас катхакали становится все больше и больше для туристов и играется в туристических анклавах южной Индии (катхакали зародилось именно на юге Индийского полуострова).
Что же такое катхакали? На малальском языке буквально – рассказ-пьеса. Традиционное представление народного театра (сейчас уже профессионального), вобравшее в себя танец, пантомиму, вокальную и инструментальную музыку. История театра древна, но современный вид представление приобрело примерно в 17в, когда появились и первые авторы – поэт Тхампурануму и махарадже Туруналу.
Немного пояснений, совсем чуть-чуть, для понятности. В основе выразительных средств актёра - мудра и хаста - визуальное изображение стиха под барабан, т.е. канонические позиции рук, пальцев танцовщика и мимика, при помощи которых выражаются чувства и понятия. Темы для пьес катхакали черпает из эпических поэм «Махабхараты» и «Рамаяны». Действующие лица делятся на три основные группы: саттвики — благородные герои, боги, цари (имеют ярко-зеленый грим (пачха) с белым контуром (чутти)), раджасик — носители различных пороков или антигерой (их грим в своей основе тоже зеленый – это говорит, что у этих героев есть и положительные черты, но этот зеленый фон перечеркнут ярко-красными линиями на носу и щеках и еще у них имеются два маленьких белых шарика на лбу и на кончике носа – чуттиппо), тамасик или тхади (бородатые) — демоны и духи, олицетворяющие силы зла (основной цвет грима черный, располагающийся вокруг глаз и борода, которая может быть красной или белой). Отдельно стоят персонажи королей-обезьян – Бали, Сугривы и Ханумана. Также отдельно стоят персонажи группы кари – черные персонажи, изображающие демонов, имеют черный грим и черные одежды. Имеется еще группа персонажей миннаку, изображающие мудрецов и женщин, основа их грима желтый цвет и зеленый.
О звуке: в театре два певца и два барабанщика (барабаны: маддалам – играют сидя, ченда – играют стоя, а также эддака – барабан в виде песочных часов аккомпанирующей только героям –мужчинам). Стиль пения сопанам (напоминает чем-то смесь горлового пения и монотонных завываний). Певец поет текст, а актер показывает его жестами, мимикой, пластикой и драмигрой. Представления начинаются когда на Индию спускается темнота, а темнота там наступает рано, уже в 6 часов вечера.
Представление: на сцену выходит первый актер и начинает размешивать краски и наносить грим, потом выходит следующий актер и проделывает то же самое, и так все участвующие в спектакле актеры. Потом они уходят и выходит певец, который украшает сцену цветочными узорами из сыпучего мела, как говорится: «на счастье», он же знакомит зрителя с повествованием. Плюс, вышедший, наполовину загримированный, актер показывает жестикуляцию и мимику (мудра и хаста), под пояснения певца (наверное это только для европейцев). Обалдеваешь от возможностей мимики человека – Джим Керри отдыхает. Далее, под монотонное завывание певца и завораживающий ритм барабанов (к середине спектакля понимаешь, что начинаешь от этих звуков входить в транс) начинается сам спектакль. Интересно, но непонятно, все-таки нужно знать эпосы. Спектакль длинный, до 6 часов, но сюда входит и грим и пояснения, сама игра занимает мало времени. Общее мое впечатление – экзотично.
Сейчас, сидя в Москве, поднабравшись информации, осмыслив эпосы, культуру и историю Индии, уже могу смотреть катхакали понимающе и оценивать игру актеров и наслаждаться этим древним искусством.