Фотография – это в первую очередь творчество. Отражение реальности через призму зрения автора. Никаких четких правил, как в точных науках, в творчестве нет и быть не может. Тут каждый сам себе хозяин и господин. Но при этом все равно остается свод неписанных (ну, и описанных тоже) законов, которые нарушать по возможности все же не стоит.
Первое и главное правило – линия горизонта. Понятно, что идеально ровной и выверенной она не будет. Но нужно следить, чтоб не было явных завалов.
К тому же, существует так называемое правило «Третей». С помощью линии горизонта можно делать довольно интересные акценты. Мысленно разделите картинку на три равных горизонтальных сектора. Предположим, вы хотите сфотографировать умопомрачительное небо. Тогда, согласно правилу «третей», будет логично оставить землю на одной третей кадра, а остальные два сектора занять небом. Таким образом, вы делаете акцент на небе.
Еще очень интересно меняется картина от центрирования кадра. Проведите следственный эксперимент самостоятельно. Есть кадр. Центровка – стандартная. Модель четко по центру. Попробуйте кадрировать фотографию так, чтобы модель оказалась слева от центра. И наоборот, справа от центра. Таким простым наглядным методом вы сможете сами оценить разницу. Часто получается так, что кадры с центровкой по центру смотрятся скучно и обыденно, хотя те же самые фотографии при кадрировании приобретают абсолютно другой вид. По сути, работает все то же правило «третей» - только для вертикали кадра.
Есть еще несколько правил, о которых не можете без труда найти информацию сами, если постановка композиции кадра вас заинтересовала. Например, правило «золотого сечения» и «правило диагоналей». С уверенностью заявить, нравится ли вам работать по таким схемам композиции или нет, вы сможете только тогда когда попробуете.
Автор делает акцент на том, что все эти правила отнюдь не обязательны к выполнению – но знать их для фотографа лишним не будет.