Каждый «большой» поход туристического клуба «Колымский экстрим» п. Черский – лелеемая два-три года мечта. Одна из них сбылась, когда мы дошли на лыжах до полярной метеостанции «Амбарчик» и Мыса Медвежка. Следующими были походы с восхождением на горы Белая Стрелка, на самые высокие точки Нижнеколымского района, где мы установили красные флаги Победы как дань почтения ветеранам тыла за их труд в годы Великой Отечественной войны. И в этом году мы свой велопробег по автотрассе Билибино – Анюйск – Черский посвящаем ветеранам войны и тыла Великой Отечественной войны – труженикам Якутии и Чукотки, Нижнеколымского и Билибинского районов.
Впервые мы решили поменять наши любимые лыжи на велосипеды и проехаться по арктической автотрассе три года назад, но вмешивались разные обстоятельства: то ранняя оттепель, то невозможность собраться вместе в один короткий период выходных дней в середине апреля. В 2011 году мы сумели пройти часть пути Черский – Анюйск.
Трассу по совету бывалого водителя Валерия Григорова мы решили начать из Билибино: больше спусков, город находится выше Черского по уровню над морем. А заказать такси из Черского до Билибино – не проблема. Специально ради похода мы приобрели рыбацкие санки-волокуши, так как обычные каждые сто-двести метров постоянно переворачиваются.
Старт наметили на пятницу, 13-е. Когда же ещё, если клуб называется «Экстрим». Именно экстремальным и получилось начало похода. Заказанной автомашины такси из Анюйска не дождались – дорогу «запечатала» пурга. Решив не терять ни одного из выходных дней, рассчитанных на дорогу, три туристки – Лариса Габайдуллина, корреспондент «Колымской правды», Вера Беккер, работник КРО «Нутендли», и Любовь Тишина, медсестра ЦРБ, тронулись в путь своим ходом. Первые 11 км кое-как проехали на велосипедах. Встречный ветер со всей мощью восьми метров в секунду препятствовал нашему продвижению вперёд, благо, что он был по-весеннему тёплым. Оставшиеся 16 км до Лесаковки шли пешком, водрузив велосипеды на санки, на которых до этого был только кое-какой дорожный скарб и питание на три дня. Как говорится, любишь кататься, люби и саночки возить.
По пути у Любови Тишиной сломался велосипед, что задержало нас в пути, из-за чего мы не успели пройти оставшиеся километр или два до Лесаковки, где, светя фарами джипа, нас ждал житель Анюйска Геннадий Минеев. Увы, ему пришлось вернуться без нас, пассажиров. А мы с Верой собирались улечься на реке Колыме на ночной отдых, предварительно помочь добраться до места ночёвки нашей снова отставшей спутнице. Но нам повезло вернуться в Черский на попутке с Сергеем Ворожцовым, чтобы доставить обратно Любовь Тишину.
В субботу мы упрямо снова тронулись в путь на перекладных, но уже в сокращённом составе. До Лесаковки нас подвёз на «Буране» Николай Федотов, до Анюйска по Лесаковке – попутка с Магадана, а дальше – такси.
И вот, наконец-то, мы в Билибино, где до полуночи нас дожидалась Надежда Татаева, тепло и сердечно принявшая нас, своих землячек. Поменяв Черский на Билибино, Якутию на Чукотку, она не жалеет: медицинские работники востребованы везде, им предоставляется служебное жильё. Квартира у неё светлая, просторная. Главное, в квартире тепло даже в самые лютые морозы, о чём мы, основная масса жителей Черского, только мечтаем. В городе Надежде нравится, несмотря на цены в магазинах, которые на порядок выше цен в Черском.
Утром она провела для нас экскурсию по Билибино. Городок аккуратный, разделённый на яркие микрорайоны с новостройками. В центре расположены Дворец культуры, кинотеатр, красивые здания школы, банков, ресторанов. Вдоль улиц светят фонари, у каждого подъезда урна. Чистота и порядок, что мы заметили ещё ночью, когда таксист любезно провёз нас по городу. Краска на зданиях и жилых домах много лет не теряет насыщенный цвет, благодаря чему город выглядит празднично. И нигде не видно стай бродячих собак. Да, всё познаётся в сравнении. Жители Черского нас поймут, по-хорошему позавидовав билибинцам.
Пройдя центральную часть города и мимо микрорайона «Арктика», мы попали на реку Каральвеем (в переводе означает «каральная речка»), куда спешил народ на празднование проводов зимы и на гонки «Лыжня России – 2012».
На «Проводах зимы» в Билибино нас удивил национальный колорит народов Севера: чукотские яранги, выставка-продажа сувениров народного творчества кепервеемских мастеров, большое праздничное представление. Вера Беккер была рада неожиданной встрече с Татьяной Папановой из Кепервеема, с которой они ранее познакомились в селе Колымском. Татьяна была на празднике в красивом меховом национальном наряде.
На льду реки Каральвеем за столиками с шашлыками мы встретили земляков. Евдокия и Алексей Татаевы живут в Билибино с сыном, который учится в колледже на сварщика. По окончании учёбы все вместе планируют вернуться в Черский, по которому очень сильно скучают. Александра Слепцова с сыном и мужем живут на два дома – в Колымском и в Билибино. Удалось увидеться с коллегой-корреспондентом «Золотой Чукотки» Дианой Драной. На память о встречах остались общие фото.
Как и прошлогоднюю Пасху, этот великий православный праздник мы снова провели на Чукотке. В прошлом году мы доехали на велосипедах до Анюйска по ледовому катку извилистой речки Лесаковки. Это был настоящий экстрим не только для велосипедистов, но и для автотранспорта: недалеко от Анюйска мы видели грузовую автомашину, кабина которой полностью ушла под воду. Вокруг сгрудились три трактора и несколько грузовиков – все, кто мог, поспешили на выручку к коллеге.
На проводах зимы мы не стали задерживаться, решив в воскресенье, в первый день пути, дойти до 43 км. И вот мы стоим у нулевого знака, гласящего, что до Анюйска 257 км. Мечты сбываются! Старт – в прекрасном настроении, несмотря на невозможность «оседлать» велосипеды: вместо себя на сиденья мы взгромоздили санки с дорожным скарбом, и тронулись в путь. Таким образом, дорога снова началась незапланированным надрывом физических сил. Жаль, именно по этой ожидаемой причине мы не стали принимать участие в лыжных гонках, хотя нам, как чемпионкам своего района по лыжным гонкам, очень хотелось попробовать себя на дистанции для взрослых лыжников Билибино – 5 км. Нам необходимо было сберечь силы для старта велопробега, который обещал быть нелёгким – снега на дороге для наших санок вплоть до самой высокой точки нашего маршрута, а это около 26 км, не было.
Перевал «Крутой»
Мы попрощались с городом, остающимся стоять в обрамлении белоснежных гор, блестя куполами новой церкви. Недалеко от города нас заинтересовал знак «AURAMINE RESOURCES LTD – Каральваам м – 2007», стоящий на фоне большого хозяйства – в глаза бросаются огромные ряды контейнеров и переработанные рудником «Каральваам» горы. Вдоль трассы Билибино – Анюйск вся земля изрыта, смотреть больно. Сразу вспомнили, какого бурого цвета вода на Пантелеихе. Никаких природоохранных мер не принимается, что видно невооружённым глазом.
А вдали взору красивой чередой открывались горы – Перистые, Каральваам, Черыней, Раздольная, Скальная. Дальше мы ничего не видели – нас накрыли сумерки. Дорога всё выше, идти всё труднее, а мы всё шутим и смеёмся. Иду на исходе сил. Надежда на скорый привал перед самым главным подъёмом на нашем пути – перевалом «Крутой» с опасным участком протяжённостью 3 км. Подхожу к дорожным знакам, вдруг слышу Верин смех: «Лариса, сбавь скорость, не видишь – знак ограничения скорости!»
Ехать на велосипедах мы не могли вплоть до начала спуска с перевала – снега нет даже на обочине. Уже не видно было никаких знаков вдоль трассы, а мы всё ещё не могли дойти до перевала. Один вид белоснежных гор, нависавших над нами и в сумерки, придавал нам сил и бодрости, не давал пропасть прекрасному настроению от похода. Где-то далеко впереди – посёлок Встречный на 43 километре от Билибино. Между населёнными пунктами нас, пеших путников, долго ждал перевал. К нашей зависти грузовики легко брали перевал: снега нет, не скользко. Но вот мы уже на самой верхней точке трассы. Радости столько, что от усталости не осталось и следа. На высоте появился снег. Хрустящий, скользкий, долгожданный. По нему, наконец-то, мы проехались на своих велосипедах, спустив санки с наших сидений. На первом спуске отказали тормоза одного из велосипедов, собранных в единое целое после такси, что чуть помешало получить удовольствие от быстрого спуска. Воспользовавшись тем, что там же наверху под легковой автомашиной копался водитель, при свете его фар мы подкрутили свои тормоза. Жаль, что крутой перевал, напомнивший отвесными склонами гору Высокую Сухаринского Кряжа, мы проехали не при свете дня. Но и звёзды – тоже ничего. Романтика! Благодаря снегу и ночью видно дорогу, ехать по ней можно без проблем. Ещё как! Всё время вниз! Драйв! И дальше радовали нас многочисленные спуски, хотя уже не такие длинные.
43 км: Встречный – «Полярная звезда»
Заброшенный посёлок вновь оживает – его обживает артель старателей «Полярная звезда». Работники – вахтовики с Украины и регионов России, хлебосольные, радушные хозяева. Они обеспечены всем необходимым – электроэнергией, водоснабжением, телефонной связью, столовой, баней. Пользуясь тем, что у золотодобытчиков много техники, а, следовательно, и умелых рук, мы попросили подремонтировать тормоза.
На Встречном мы оставили посылку самим себе – ставший лишним дорожный скарб: санки, унты, меховые рукавицы, теплые вещи, сослужившие в пути через перевал. Налегке без тормозящих санок с рюкзаком за плечами скорость повысилась. Это добавило нам не только скорости, но и возможности любоваться видами вокруг себя. Когда выехали за лес, нас окружали потрясающе красивые ландшафты гор. Их величие потрясает, как и расстояния, которые остаются позади и ждут впереди: дорога упрямо прорезает пространство и тянется до горизонта. Ради этого стоило приехать сюда и перенести все тяготы перехода с погодными сюрпризами.
Восхищались мы не только горами, но и новыми мостами через реки и речушки. Чудом кажутся они на Крайнем Севере. Мы с удовольствием проехались по мостам Чукотки через реки Иргунейвеем, Мачваваам, Погынден и другим. Сколько же трудов и научных споров стоило, чтобы на солнце засверкали красивым оттенком серебра перила новых мостов!
68 км – «Спецмост»
В пути мы не раз встречали курсирующую взад-вперёд синюю вахтовку мостостроевцев. Они расположились лагерем на 68 км. Напросившись в гости на обед, мы поинтересовались работой предприятия. Молодые ребята, Константин из Комсомольска-на- Амуре и Виктор из Читы, приготовили все блюда сами, заменив приболевшего повара. Гороховый суп был отменного вкуса, как и компот. Но на аппетитные курочки с рисом не отважились. Для нас порции, рассчитанные на строителей, слишком большие. Правда, позже на голодный желудок в конце пути мы смеялись, что не попросили курочку подать нам «с выносом».
Виктор не первый год трудится на предприятии, но больше решил не приезжать, чтобы не потерять семью, да и работа сама по себе тяжёлая – строить мосты в суровых климатических условиях Заполярья. Не каждый выдержит работу вахтовым методом, когда жить приходится более 9 месяцев в полупоходных условиях. Несмотря на это у парня за плечами осталась работа на строительстве мостов не только на Чукотке, но и в Южной Якутии, о чём он нам успел рассказать за обедом. Он также сообщил о том, что из 145 запланированных по федеральной программе мостов предприятием «Спецмост» построено пока 6.
Чуть отъехав от базы мостостроевцев, мы расположились на дневной сон после бессонной ночи, расположившись на большом кармане, который поначалу приняли за ответвление дороги. Отдых на оленьей шкуре каждый раз порядком освежал нас для продолжения пути. На 99 км мы оставили свою дань у священного дерева водителей, обвешанного подношениями в виде дисков и бутылок. Многие кладут сигареты и еду на удачу в дороге.
140 км: Погындино – Артель старателей «Чукотка»
Наше маленькое счастье – попутка, с которой мы отправили уже и наши рюкзаки до следующей остановки. Сторож артели «Чукотка» Иван Сергеевич, весь чумазый, бородатый, как домовёнок Кузя из мультфильма, второй год находится на страже дорогостоящего имущества родного предприятия, базирующегося на территории такого же заброшенного, как и Встречный, посёлка Погынден. Электричества нет, постоялец балка сторожа Михаил из Певека, работник артели, читает книгу при тусклом свете прокопчённой керосиновой лампы. Итак по полгода работы без условий, вдали от минимальных благ цивилизации. Тяжело, однако, добытчикам драгметаллов на Чукотке.
Вечером у Ивана Сергеевича, кроме нас, немало водителей. Пока хозяин накрывает на стол, мужчины с блестящими от воспоминаний глазами говорят между собой о рыбалке, охоте и о природе Севера. Сделав свои дела, все шустро разъезжаются: кто на тракторе, кто на грузовике. А для нас Погындино – половина пути, большой привал, после которого нас ждала экскурсия на 200-м км, которую провёл для нас водитель «Северных электросетей» ЧАО Илларион Войтович. Благодаря ему мы сфотографировались у символического знака на границе Якутии с Магаданской областью, побывали на участке «Поварня», где несколько домиков были построены немцами, и почаёвничали у энергетиков Чукотки.
А потом оставались последние километры до Анюйска, на которых даже небольшой подъём давался с трудом. Казалась несправедливой несоразмерность длины спуска и подъёма. Что говорить, дорога преподнесла нам неожиданные сюрпризы: исчерпав наши физические силы, испытала на прочность и силу духа. Но мы рады новому опыту. Пусть мы разом не преодолели намеченную трассу, мы её прошли. Мы видели красивейшие закаты и восходы. Вокруг – всё настоящее, живое! Следов диких животных – великое множество. В ночное время нас, конечно же, поразили волчьи следы размером больше половины стопы нашего 36-го размера. Нас обнадёжили, что на оживлённой трассе встречи с дикими животными безопасны. Некоторые водители проезжающих мимо нас машин интересовались, куда мы держим путь и старались чем-нибудь угостить.
Позитивные впечатления, которыми делимся с вами, – это красота нашего северного края и встречи с интересными людьми – Анатолием из Магадана, Илларионом Войтович из Билибино, семьёй Минеевых из Анюйска, Александром Прокуратовым и ребятами из артели «Полярная звезда», которые стирают из памяти все тягости и неудобства. С сердечной благодарностью всем,кто оказывал помощь словом и делом,
Лариса ГАБАЙДУЛЛИНА.